Учитель-логопед Сайботалова Татьяна Андреевна Специальный детский сад №13 "Алтынай"
ЛОГОРИТМИКА КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНО - ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.ЛОГОРИТМИКА КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНО - ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Т.А.Сайботалова,учитель -логопед Коммунальное государственное казённое предприятие ясли-сад №13 «Алтынай» Павлодарская область, г. Экибастуз Дошкольное детство - один из основных образовательных резервов. По данным исследований ЮНЕСКО в Республике Казахстан, Европейского Союза и Японской ассоциации раннего развития, последующий жизненный успех детей полностью зависит от развития их базовых социальных и творческих способностей в возрасте трёх-шести лет. Потери от отсутствия обучения и воспитания в этом возрасте трудно компенсировать в будущем. Раннее воспитание и обучение обеспечивает последующее качественное продвижение детей в социуме. В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита.Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Особенности речевого аппарата детей с нарушениями речи заключается в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания.Темпо-ритмическая организация речи является стержнем, который объединяет и контролирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматический строй, артикуляторно-дыхательную систему и все просодические компоненты речи. Ранее логоритмика использовалась для работы с заикающимися детьми. В настоящее время занятия логоритмикой проводятся в условиях обычного детского сада, в соответствии с основными требованиями программы воспитания в детском саду.Актуальность данной работы обусловлена необходимостью комплексного коррекционного воздействия на формирование лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, познавательной, речевой, двигательной, эмоциональной сфер, формирование чувства ритма.Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей с общим недоразвитием речи .Для логопедической ритмики важны исследования, дающие знания о связи и зависимости общей и речевой моторики. Исследования по физиологии движений и физиологии активности Н. А. Бернштейна показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи. И. П. Павлов рассматривал речь как «прежде всего кинестетические раздражения, идущие в кору от речевых органов» и представляющие собой «вторые сигналы, сигналы сигналов». Н. А. Бернштейн отнес речь к высшему уровню организации движений речедвигательному уровню символических координации и психологической организации движений. Известные психологи М. О. Гуревич, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.Особенно важны для логоритмического воспитания данные о корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.Так, физиолог М. М. Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Формирование движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна.Э. Жак-Далькроз, Александрова Н. Г., Збруева Н. П., Румер М. А., Ветлугина Н. А. и многие другие авторы говорили о большой значимости ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции нарушенных функций, речевых нарушений. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев коррекции речи, является формирование и развитие у детей двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.Логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, взрослых, вызывает согласованную реакцию всего организма человека (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека и высшей психической деятельностью и поведением. Совмещая темп, ритм, речь, движения, подвижные игры, у ребенка развивается музыкально-ритмическое чувство, развиваются дыхание, моторные функции, осанка, походка, развивается слух.Поскольку лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности у детей с общим недоразвитием речи, то их формированию уделяется особое внимание в коррекционной работе. Для детей с общим недоразвитием речи, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально- волевой сферы и поведения.Практически во всех логоритмических упражнениях и играх выполняется не одна задача, а несколько (развитие внимания, речи, коррекция общей и мелкой моторики, слуха, фонематического слуха, дыхания и т.д.). У ребенка больше шансов на исправление и реабилитацию, когда все происходит в комплексе, совместными усилиями педагога и родителей.Основу занятий составляет синтез слова, музыки, движения. Логоритмика объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия.Логоритмическое воздействие делится на пять этапов, соответствующих этапам логопедической работы с детьми. Система логоритмических занятий предполагает: • обязательность повторения формируемых двигательных навыков; • учет возрастных и индивидуальных возможностей детей с речевой патологией; • постепенное повышение требований к детям (усложнение двигательных, музыкальных и словесных занятий); • всестороннее воздействие на личность ребенка (действуя в качестве неспецифической терапии, логоритмические средства позволяют корректировать собственно речевую патологию и сопутствующие ей изменения в функциональных системах организма и двигательной сфере); • комплексность, т. е. связь логоритмики с другими медико-психологическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения). В условиях детского сада на логопедических и логоритмических занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса.Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребенка.Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации и т.д. Чтобы научиться быть “скульптором”, “лепить” звук из воздуха, необходима специальная подготовка. Необходимо овладеть техникой речи, научиться правильно дышать т.к. дыхание подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи.Для того, чтобы речь стала красивой, легкой, звучной, плавной, мелодичной, необходима ее специальная обработка. Надо развивать природный голос ребенка, научить его пользоваться, владеть им, интонационная выразительность речи зависит от умения правильно использовать технику речевого дыхания и темпа речи. Но самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной.Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. Связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах. Возникает необходимость в комплексном развитии мышления, речи, моторики ребенка. Таким образом, логопедическая ритмика, познавая закономерности развития и нарушения двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями речеслуховой и речедвигательной систем, содействует совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и восстановительной работе с детьми, страдающими расстройствами речи.Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельность. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотной, а при поступлении в школу – для усвоения школьной программы.Установлено, что обучение с применением дифференцированных приемов логоритмической работы положительно сказывается на состоянии движений и речи, что повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.Занятия носят занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности детей с нарушением речи. Материал, используемый в занятиях, тесно связан с деятельностью логопеда и является своеобразным дополнением в работе по коррекции речи.Опираясь на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить ведущие периоды речевого развития и в каждом из них определить ту симптоматику, которая должна настораживать педагога в процессе общения с ребенком . Как отмечает Н.С. Жукова, «с момента появления у ребенка возможности правильно строить несложные предложения и изменить слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачек в развитии речи». Таким образом, к концу преддошкольного периода, дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.Логопедическая ритмика, как показала практика, является необходимой для всестороннего развития ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие. Кроме того, сегодня она представляет собой одно из средств преодоления общего недоразвития речи.Анализ существующих на сегодняшний день методик по проведению логоритмических занятий свидетельствует о том, что методический аспект использования логоритмики в системе устранения общего недоразвития речи у дошкольников разработан недостаточно. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения и развития данного направления, так как логоритмика имеет большое значение в развитии ребенка и является одним из ведущих средств преодоления нарушений психологической, двигательной и музыкально-ритмической сфер.
10 февраля 2016 в 11:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.