Учитель-логопед Сайботалова Татьяна Андреевна Специальный детский сад №13 "Алтынай"
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры речи у детей с ОНРСреди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте большую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов, слове, пропуски, добавления слов и звуков). Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи, оно также может быть и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Диапазон данных нарушений достаточно широк: от незначительных трудностей произношения слов в условиях спонтанной речи до грубого нарушения повторения ребенком 2-3 слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения речи в литературе освещены недостаточно. Известно, что этот вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией. При анализе анамнестических данных детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка развития речи в раннем возрасте, Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом: 1) правильно произносимые слова: мама, дай; 2) слова - фрагменты: моко (молоко); 3) слова - звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би; 4) абрисы слов: па-па-та (лопата); 5) слова, которые совсем не напоминают слова родного языка. Нарушение слоговой структуры слов сопутствует детям с патологией речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи, оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова. Недостаточная степень коррекции нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте ведет к возникновению дислексии и дисграфии в школьный период, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным его переживанием. Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребенка-логопата. Обследование слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития рече-слухового восприятия и рече-двигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить 2 этапа: подготовительный (работа проводится на невербальном материале; цель - подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка) и коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель - непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребенка-логопата). I. Подготовительный этап. На этом этапе ребенку предлагается выполнить ряд заданий, 1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»). 2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона. Виды работ; 1) сравнение ритмов: / //, //.....// /; 2) узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком; 3) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку; 4) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка / //; ////; 5) произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами; 6) воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка - символ -) и коротких (барабан, бубен - символ +). Ритмический рисунок может быть следующим: -- -- +. + + --, и т.д. 3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, ходьба, легкий бег. (Данные виды работ (1-3) можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного воспитания) 4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) но образцу, по словесной инструкции, под счет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь. 5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) - ребро (правая рука) и т.п. 6. Упражнения на переключения (графические): • + • +; о – о – (Виды работ, способы предъявления заданий выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка). II. Коррекционная работа на вербальном материале. Работа проводится на разных уровнях. 1. Уровень гласных звуков. Виды работ: 1)пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв: А, У, И, О; АУ, ИА; АУИ, ИУА; АИУА, ИУАО; АИА,ИАИ; 2) те же задания, с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА; 3) узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом; 4) логопед отстукивает ритм: ребенок должен в соответствии с ритмом произнести гласный звук следующим образом: ааа, ааа, ааа. 2. Уровень слогов. Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков: 1) сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных); 2) назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов; 3) наращивание слогов: «скажи на 1 слог больше, чем я» (са-со...); 4) уменьшение слогов: «скажи на 1 слог меньше, чем я» (са-со-су..); 5) чтение цепочек слогов: са-со-су-сы, са-са-со, са-ас-са; 6) чтение и повторение серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы ; о-са,о-со, о-су, о-сы; у-са, у-со, у-су, у-сы; 7) запомнить и повторить: са-со-со, со-са-са, со-са-со, са-со-са, (аналогично - с ударением на каком-то слоге); 8) повторение, чтение слогов со стечением согласных: ста, сто, сту, сты; аст, ост, уст, ист; а-ста, а-сто, а-сту, а-опы; и-ста, и-сто... и-сту, и-сты; са-ста, со-сто, су-сту, сы-сты; ста-тса и т.п. 9) «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их»; 10) придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС; 11) «скажи наоборот» (игра с мячом): са-«ас», тса-«аст»; 12) беглое чтение слоговых таблиц с прямыми, обратными слогами, со стечением согласных. 3. Уровень слова. При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее: а) структура слова расширяется за счет конструкций уже имеющихся в речи ребенка; б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы; в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание следует уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав), г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагаются двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба). Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры , цель которой в уточнении контура слова, предложен Большаковой Е.С. Используя пособие Большаковой Е.С., в процессе отработки словс различными типами слоговой структуры можно проводить следующие виды работ. А.Фонематический и слоговый анализ слов: 1) игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов); 2) игры наделение слов на слоги: ударить мячом об пол столько раз, сколько слов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов; 3) деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным, выполнением действия (нанизывание колец на стержни), сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее; 4) ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед); 5) разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава; 6) разбор слова по схеме: сколько слогов, какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом, после слога, между слогами; 7) «разрезанные картинки»; разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог; 8) «рассели животных по домам»: одноэтажный - кот, двухэтажный - лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома); 9) игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова; 10) объяснить значение слова пароход: из каких 2 слов оно образовано; 11) исправить ошибку в словах; мотолак, моколо а) слова написаны неправильно; б) слова произносятся логопедом неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная картинка; 12) назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил; 13) что изменилось в слове: лис-лиса-лисица; 14) ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них выбрать самое длинное слово, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова; 15) логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах; 16) анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука): низ — вниз, шил — сшил; 17) чтение слов, лишенных смысла, отхлопывание ритмической структуры слова (например, аоракадаора); 18) какие слова рифмуются, а какие - нет? Анализ количества слогов в них (рак - бак, зайка – зазнайка); 19) найти слово, которое по слоговой структуре не похоже на остальные: (рак - бак - так ~ банан); 20) найти одинаковые 3 буквы в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово, самое короткое. Объяснить значения слов. Б.Фонематический и слоговой анализ слов: 1) дополнить данный слог одинаковым слогом ША: ма.., ка... 2) ребусы: коф-, лас-, кос-. 3) из кубиков «построить» слово, соединив их стрелкам
4) из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол); 5) логопед произносит слово медленно по слогам: со...ба..ка, а ребенок угадывает все слово; 6) «разрезные картинки»: ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове, Ребенку объясняется, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл; 7) образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом-домик, кот-... (какой слог появляется во всех словах?); 8) дополнить слово подходящим слогом: земляни.., смороди...; 9) дописывание названий к картинкам: маши.., куби.. 10) выбрать слоги из таблицы и составить слова: Маша, лапа, ура, уши, рама, наши:
11) из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их. В. Смешанные упражнения на анализ и синтез слов: 1)поменять слоги местами, составить слово: рады—дыра, сосна-насос; 2) образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста: чайка; малина + машина: мама; 3) один ребенок произносит слово во слогам медленно, а другой называет это слово целиком: пу..го..еи..ца.. - пуговица. Г. Фонематические представления: 1) разложить картинки подсхемы: а) б) 2) построить дома, «поселить» туда любые слона (на каждый «этаж» вписывается один слог)
и т.д.
3) придумать родственные слова к слову снег (снег, снежок, снежинка, снеговики) (задание — аналогичное 2); 4) назвать любое слово, придумать слово на 1 слог длиннее (короче) ; аналогичное задание с картинками (выбор картинок); 5) придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов; 6) цепочка слов (дети придумывают следующее слово): тигры – рыба-...; 7) закончить слово: ла...., ла..., ла...; 8) придумать слова, заканчивающиеся на ЧО К {каблучок, сверчок); 9) придумать имена куклам, состоящие из 2 и 3 слогов. «Подари им вещи, состоящие соответственно из 2 и 3 слогов» (используются картинки). «Почему никому не подарили плащ и босоножки?» 10) придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку: а) / ; //; /// ; ////; б) //; // ; /// ; ///; ///; 11) придумать конец слова: ма.., ку..; 12) придумать чистоговорку: шо-шо-шо- хорошо, ши-аш-ши... (по аналогии); 13) подобрать рифму к словам: мак—гамак, зайка— ...; 14) разложить картинки на 2 кучки: кто это? что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиции, милиционер. Отметим, что в ходе работы над отработкой слов различной слоговой структуры обязательно обращается внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов. Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию слоговой структуры слов, а конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Кроме того, параллельно с работой над слоговой структурой слов ведется и работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звука произношения, так как решающим фактором в правильном формировании слова с точки зрения его произношения являют ей: а) слоговая структура; б) звуковой состав. Как показали исследования Ляминой Г.М. относительно речи в норме, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторении нового слова, чтобы это привело к употреблению слова самим ребенком. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на 1-ом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. По этому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестисьдлительно с учетом принципов от простого к сложному, системности в подаче материала, с учетом ведущей деятельности ребенка (занятияв игровой форме) и принципа наглядности.
10 февраля 2016 в 11:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.