Учитель-логопед Сайботалова Татьяна Андреевна Специальный детский сад №13 "Алтынай"

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры речи у детей с ОНР

       Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте большую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произноше­ния слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов, слове, пропуски, добавления слов и звуков). Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи, оно также может быть и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Диапазон данных нару­шений достаточно широк: от незначительных трудностей произно­шения слов в условиях спонтанной речи до грубого нарушения повто­рения ребенком 2-3 слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

      Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нару­шения речи в литературе освещены недостаточно. Известно, что этот вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией. При анализе анамнестических данных детей, страдающих нарушени­ем слоговой структуры слов, отмечается задержка развития речи в ран­нем возрасте, Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

1) правильно произносимые слова: мама, дай;

2) слова - фрагменты: моко (молоко);

3) слова - звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие:  би-би;

4) абрисы слов: па-па-та (лопата);

5) слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

Нарушение слоговой структуры слов сопутствует детям с патоло­гией речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи, оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфоло­гической структурой слова. Недостаточная степень коррекции нару­шений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте ведет к воз­никновению дислексии и дисграфии в школьный период, а также вы­зывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным его переживанием.

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устране­нию данного нарушения всегда предшествует обследование ребенка-логопата. Обследование слоговой структуры слов проводится по тра­диционной схеме.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития рече-слухового восприятия и рече-двигательных навыков. В коррекционной работе можно выде­лить 2 этапа: подготовительный (работа проводится на невербальном материале; цель - подготовка ребенка к усвоению ритмической струк­туры слов родного языка) и коррекционный (работа ведется на вер­бальном материале; цель - непосредственная коррекция дефектов сло­говой структуры у конкретного ребенка-логопата).

I. Подготовительный этап.

На этом этапе ребенку предлагается выполнить ряд заданий,

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по зву­ку», «Сколько раз ударили в барабан?»).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над слож­ным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения рит­ма: отхлопывание в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкаль­ных инструментов: барабана, бубна, металлофона.

Виды работ;

1) сравнение ритмов: / //, //.....// /;

2) узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритми­ческим рисунком;

3) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;

4) задания с использованием ударения для выделения части рит­мического рисунка / //; ////;

5) произвольное воспроизведение ритма ребенком с последую­щей записью ритмического рисунка символами;

6) воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка - сим­вол -) и коротких (барабан, бубен - символ +). Ритмический рисунок может быть следующим: -- -- +. + + --, и т.д.

3. Формирование общей координации движений под ритмичес­кую музыку: маршировка, ходьба, легкий бег. (Данные виды работ (1-3) можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного воспитания)

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выпол­нение движений (левой, правой рукой, двумя руками) но образцу, по словесной инструкции, под счет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь.

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: вы­полнение одновременных движений: кулак (левая рука) - ребро (пра­вая рука) и т.п.

6. Упражнения на переключения (графические): • + • +; о – о – (Виды работ, способы предъявления заданий выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка).

II. Коррекционная работа на вербальном материале.

Работа проводится на разных уровнях.

1. Уровень гласных звуков. Виды работ:

1)пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв: А, У, И, О; АУ, ИА; АУИ, ИУА; АИУА, ИУАО; АИА,ИАИ;

2) те же задания, с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

3) узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произ­несение их с голосом;

4) логопед отстукивает ритм: ребенок должен в соответствии с ритмом произнести гласный звук следующим образом: ааа, ааа, ааа.

2. Уровень слогов. Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатывае­мых логопедом звуков:

1) сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

2) назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

3) наращивание слогов: «скажи на 1 слог больше, чем я» (са-со...);

4) уменьшение слогов: «скажи на 1 слог меньше, чем я» (са-со-су..);

5) чтение цепочек слогов: са-со-су-сы, са-са-со, са-ас-са;

6) чтение и повторение серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы ;

о-са,о-со, о-су, о-сы;

у-са, у-со, у-су, у-сы;

7) запомнить и повторить: са-со-со, со-са-са, со-са-со, са-со-са, (аналогично - с ударением на каком-то слоге);

8) повторение, чтение слогов со стечением согласных:

ста, сто, сту, сты; аст, ост, уст, ист;

а-ста, а-сто, а-сту, а-опы;

и-ста, и-сто... и-сту, и-сты;

са-ста, со-сто, су-сту, сы-сты;

ста-тса и т.п.

9) «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпа­дет на кубике, запиши их»;

10) придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

11) «скажи наоборот» (игра с мячом): са-«ас», тса-«аст»;

12) беглое чтение слоговых таблиц с прямыми, обратными слогами, со стечением согласных.

3. Уровень слова. При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее: а) структура слова расширяется за счет конструкций уже имеющихся в речи ребенка; б) формирова­ние слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы; в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внима­ние следует уделять повторению звукоподражаний, что создает опре­деленные возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав), г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагаются двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Порядок отработки слов с различными типами слоговой струк­туры , цель которой в уточнении контура слова, предложен Большако­вой Е.С.

Используя пособие Большаковой Е.С., в процессе отработки словс различными типами слоговой структуры можно проводить следующие виды работ.

А.Фонематический и слоговый анализ слов:

1) игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру  (количество слогов);

2) игры наделение слов на слоги: ударить мячом об пол столько раз, сколько слов в слове, удары сопровождаются четким произнесе­нием слогов;

3) деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным, выполнением действия (нанизывание колец на стержни), сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее;

4) ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед);

5) разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава;

6) разбор слова по схеме: сколько слогов, какой первый, после­дний, какой слог стоит перед слогом, после слога, между слогами;

7) «разрезанные картинки»; разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог;

8) «рассели животных по домам»: одноэтажный - кот, двухэтажный - лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома);

9) игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова;

10) объяснить значение слова пароход: из каких 2 слов оно образовано;

11) исправить ошибку в словах; мотолак, моколо

а) слова написаны неправильно;

б) слова произносятся логопе­дом неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная кар­тинка;

12) назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил;

13) что изменилось в слове: лис-лиса-лисица;

14) ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них выбрать самое длинное слово, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;

15) логопед показывает картинки, а дети должны показать циф­ру, обозначающую ударный слог в этих словах;

16) анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука): низ — вниз, шил — сшил;

17) чтение слов, лишенных смысла, отхлопывание ритмической структуры слова (например, аоракадаора);

18) какие слова рифмуются, а какие - нет? Анализ количества слогов в них (рак - бак, зайка – зазнайка);

19) найти слово, которое по слоговой структуре не похоже на остальные: (рак - бак - так ~ банан);

20) найти одинаковые 3 буквы в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово, самое короткое. Объяснить значения слов.

Б.Фонематический и слоговой анализ слов:

1) дополнить данный слог одинаковым слогом ША: ма.., ка...

2) ребусы: коф-, лас-, кос-.

3) из кубиков «построить» слово, соединив их стрелкам

 

 

 

 

 4) из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол);

5) логопед произносит слово медленно по слогам: со...ба..ка, а ребенок угадывает

все слово;

6) «разрезные картинки»: ребенку дается задание сложить кар­тинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове, Ребенку объясняется, что если сложить картинку неправильно, то сло­ги поменяются местами и слово потеряет смысл;

7) образовать слово по аналогии (упражнение на словообразова­ние): дом-домик, кот-... (какой слог появляется во всех словах?);

8) дополнить слово подходящим слогом: земляни.., смороди...;

9) дописывание названий к картинкам: маши.., куби..

10) выбрать слоги из таблицы и составить слова: Маша, лапа, ура,

уши, рама, наши:

ма

ра

на

ша

у

ла

ши

па

 

11) из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла,

прочитать их.

В. Смешанные упражнения на анализ и синтез слов:

1)поменять слоги местами, составить слово: рады—дыра, сосна-насос;

2) образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста: чайка; малина + машина: мама;

3) один ребенок произносит слово во слогам медленно, а другой называет это слово целиком: пу..го..еи..ца.. - пуговица.

Г. Фонематические представления:

1) разложить картинки подсхемы:

а)   

б)

2) построить дома, «поселить» туда любые слона (на каждый «этаж» вписывается один слог)

 

 во

 

 

зи

 

 ро

 

и т.д.

рак

 

 ма

 

 та

 

3)  придумать родственные слова к слову снег (снег, снежок, сне­жинка,

снеговики) (задание — аналогичное 2);

4) назвать любое слово, придумать слово на 1 слог длиннее (ко­роче) ; аналогичное задание с картинками (выбор картинок);

5) придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов;

6) цепочка слов (дети придумывают следующее слово): тигры –

 рыба-...;

7) закончить слово: ла...., ла..., ла...;

8) придумать слова, заканчивающиеся на ЧО К {каблучок, свер­чок);

9) придумать имена куклам, состоящие из 2 и 3 слогов. «Подари им вещи, состоящие соответственно из 2 и 3 слогов» (используются картинки). «Почему никому не подарили плащ и босоножки?»

10) придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:

а) / ; //; /// ; ////;

б) //; // ; /// ; ///; ///;

11) придумать конец слова: ма.., ку..;

12) придумать чистоговорку: шо-шо-шо- хорошо, ши-аш-ши... (по

аналогии);

13) подобрать рифму к словам: мак—гамак, зайка— ...;

14) разложить картинки на 2 кучки: кто это? что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, па­рикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиции, мили­ционер.

Отметим, что в ходе работы над отработкой слов различной сло­говой структуры обязательно обращается внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.

Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию слоговой структуры слов, а конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня рече­вого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида рече­вой патологии. Кроме того, параллельно с работой над слоговой структурой слов ведется и работа над звуконаполняемостью слов, коррек­цией звука произношения, так как решающим фактором в правильном формировании слова с точки зрения его произношения являют ей:

а) слоговая структура; б) звуковой состав.

Как показали исследования Ляминой Г.М. относительно речи в норме, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторении нового слова, чтобы это привело к употреблению слова самим ребен­ком. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на 1-ом этапе обучения нуждается в большем числе повторений.

По этому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестисьдлительно с учетом принципов от простого к сложному, системности в подаче материала, с учетом ведущей деятельности ребенка (занятияв игровой форме) и принципа наглядности.


10 февраля 2016 в 11:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.